Женьшень в Европе и России
Лекарственные растения со стимулирующим и адаптогенным действием. Женьшень обыкновенный
Еще до первого знакомства европейских врачей с женьшенем сделанные из него в странах Дальнего Востока препараты считались средством от всех болезней. Подобное представление об этом растении нашло свое отражение в научном названии женьшеня Рапах L., что в переводе с греческого языка означает «панацея», то есть «средство от всех болезней».
... В 1610 году предприимчивые голландские купцы вернулись с долгой и опасной поездки в страны, где «восходит солнце» - далекой Японии. Они привезли на родину драгоценность Востока - женьшень. И не оправдались надежды купцов, мечтали открыть выгодный объект торговли между Западом и Востоком. Женьшень никого не заинтересовал и не захватил медиков Голландии. Еще почти столетие спустя он оставался загадочным растением, о котором иногда просачивались самые противоречивые сообщения.
Но в странах Востока интерес к нему все время рос. Согласно древнему обычаю восточных правителей, никакие дипломатические отношения не обходились без взаимного подношения драгоценных подарков. Самым большим проявлением дружбы считалось преподнести своему царствующему соседу лучший корень женьшеня. В императорском дворце Киото в Японии все еще сохраняется корень, который в VII в. был подарен японскому императору правителем Кореи.
развитием дипломатических отношений между Востоком и Западом корни женьшеня время от времени начали поступать в дворцов королей европейских стран. Настойку женьшеня под названием «пентао» пили при дворе Людовика XIV, а в 1725 году папа Бенедикт XIII удостоился чести получить от китайского императора Юн-Чжина целую пачку корней женьшеня как один из самых ценных подарков.
Наиболее достоверные сведения о женьшене именно в России появляются значительно раньше, чем в Европе, в конце царствования Алексея Михайловича. Еще в 1678 году был опубликован описание этого «дорогого и всех более похвального корня гинзена» (женьшеня) в книге русского посла в Китае боярина Николая Гавриловича Спафария. Это он, как полагают, первый привез в Россию корень женьшеня. Именно благодаря Спафарию российские медики познакомились с медицинским применением женьшеня в Китае.
В 1689 году берлинский придворный врач на свою просьбу к Лаврентия Блюментроста, известного придворного врача царя Московии, получил очень интересное сообщение от него о способах изготовления лекарств из корня женьшеня вместе с рекомендациями относительно применения его препаратов.
Но более подробное изучение биологических и лекарственных свойств женьшеня в России началось значительно позже.
Как-то в начале XX в. китайский богдыхан прислал в дар русскому царю в Петербург ценную посылку с лучшими корнями женьшеня. И, боясь потреблять загадочный корень, царь велел передать его в Военно-медицинской Академии для научного исследования, причем лучшие экземпляры попали в Ботанический Музей Академии наук, где их можно увидеть и сейчас.